Креативная концепция

и видео для экспозиции музея

КЛИЕНТ

Кузбасский государственный краеведческий музей

Отдел истории Кузбасского государственного краеведческого музея в 2020 году обновляет экспозицию об истории края. Музейно-выставочный интерактивный проект «История Кузбасса: 300+» приурочен к празднованию 300-летия Кузбасса в 2021 году.
Концепция
Нейминг
Мы придумали название. Научная концепция экспозиции предполагает раскрытие истории региона через промышленное освоение территории. Формально оно началось в 1721 году, когда на территории будущего Кузбасса обнаружили уголь. Поэтому в 2021 году в регионе отмечалось «300-летие Кузбасса».
Формат числа 300+ «осовременивает» подачу числа. Означает «больше трехсот». Таким образом, мы обозначаем историю Кузбасса в названии и трехсотлетие и при этом намекаем, что экспозиция затрагивает период более продолжительный, чем 300 лет.
Планировка
Экспозиция расположена в двух залах. История Кузбасса раскрывается в хронологическом порядке: от присоединения Притомья к Российскому государству в начале 16 века до современности. В конце экспозиции посетители даже заглядывают в будущее. Два зала условно отражают два периода в истории: более древние времена и история 20 века.
История 16-19 веков
Советский период и современность
Пол
Кроме того, новый пол имеет определенный рисунок, который в том числе задает движение посетителей, как бы подталкивая их в нужном направлении. Такой эффект создается за счет кривых линий, использованных в рисунке. Второй уровень пола разделяет пространства на две части: современность, по которой мы идем, и история — это участки, где сохраняется пол музея, покрытый мрамором. Два уровня разделены светодиодной подсветкой, окантовывающей «подиум».

Построен второй уровень пола. Новое напольное покрытие позволило освежить и обновить помещение музея без глобальной реконструкции.
Входная группа
Входная группа задает настроение, визуальный стиль и погружает в содержание экспозиции.


На входе посетителя встречает фигура воина (служилого человека) в аутентичном обмундировании. За ним проход перегорожен инсталляцией из разного оружия разных эпох: колющее, режущее, огнестрельное. Всё оружие направлено вперед, по ходу движения, что как раз задает навигацию. Инсталляция погружает в эпоху, предварявшую присоединение Притомья. В качестве метафоры того времени выбраны служилые люди и их вооружение.
Разработан графический стиль экспозиции, который сразу заявлен во входной группе. В основу графического стиля положено сочетание дат и терминов, которыми наполнена история. Именно их переплетение и создает у посетителя нужный образ и побуждает разобраться в этих датах и словах. Кроме того, навигация по экспозиции закольцована, поэтому на выходе посетитель вновь видит основную стену и переосмысливает эти даты и термины.

Графически показан путь края: от 1618 до 2021 года, от Кузнецкой земли до региона РФ - Кузбасс. Также использован образ реки Томи.

Также здесь устанавливается мультимедийная интерактивная панель, в которой содержится информация об экспонатах, представленных в экспозиции.

Стена с граффити
графический стиль
Главная задача в оформлении экспозиции - подчеркнуть ценность экспонатов, дополнить образы, чтобы помочь посетителю погрузиться в эпоху соответствующего периода времени. При этом было необходимо сохранить современность экспозиции, наладить связь с современным зрителем.

Для этого были специально подобраны спокойные, сдержанные цвета, чтобы не заглушать основных «героев» музея - экспонаты.
ЗАл
Из входной группы мы попадаем в зал. Выставочное пространство сосредоточено у стен, витрины вписаны в оконные проемы. Между ними предлагается установить стеклянные витрины. Чтобы выдержать единую линию, необходимо приподнять стеклянные витрины и опустить верхние “козырьки” у оконных витрин.

“Козырьки”. Продолжают графический стиль экспозиции. Содержат ключевые слова и даты, относящиеся к каждой витрине. Название витрины вписано сюда же, выделено жирным шрифтом.


Задники витрин. На баннеры, которые устанавливаются в окна, печатью наносятся изображения, специально отрисованные для экспозиции. Созданы с помощью инверсии: фон заливается цветом, а основная часть остается белой. Таким образом, большая часть задника не перегружена цветом, что позволяет посетителю в первую очередь обращать внимание на экспонаты.
инсталляции
Концепция экспозиции предполагает условное разделение экспозиционного пространства на две условные части: классический музей и инсталляции. В стеклянных витринах экспонаты представлены в более традиционном стиле. В оконных витринах предлагается сделать инсталляции, создающие у посетителя тот или иной образ.
освещение
Необходимо использовать точечное освещение, чтобы выделить самое важное - экспонаты. Второстепенные элементы оформления, такие как “козырьки” и баннеры остаются немного в тени, что придает им дополнительный шарм. Основное освещение необходимо отключить.

Дополнительное освещение даёт светодиодная лента, оконтовывающая второй уровень пола.
открытая экспозиция
Для выставочного проекта в музейных окнах разработаны 14 плакатов. Проект отражает 12 важнейших дат из истории становления региона.

Именно поэтому даты выведены в авангард и являются основой композиции плакатов. В них вписаны иллюстрации и фотографии, характеризующие то или иное событие, объект или дату. Также плакаты содержат “ключевые слова”, что отсылает к графическому стилю самой экспозиции. Плакаты сопровождены кратким текстовым пояснением к датам. Таким образом, зритель получает общее представление о важных вехах истории Кузбасса, но при этом у него возникает желание посетить саму экспозицию и узнать больше.
айдентика
Графическая айдентика включает в себя такую полиграфическую продукцию как: афиша, календарь, блокнот, а также корпоративную полиграфию (билеты и бейдж).

Основная задача рекламной афиши: привлечение внимания зрителя и изложение краткой информации об объекте рекламы. Таким образом, было принято решение изложить в афише основную идею выставки, показать историческое и техническое развитие региона. Яркие цвета и узнаваемые образы цепляют внимание зрителя, стилистика афиши соответствует современности и окружающему пространству, в котором предполагается ее размещение.
Видеоролики для экспозиции
Экспозиция начинается и заканчивается видеороликами. В начале посетитель смотрит видео об истории края до его освоения русскими. Ролик подводит к исторической точке, с которой начинается непосредственно экспозиция.
Будущее Кузбасса. В финале экспозиции посетитель заглядывает в будущее - каким будет регион в следующие 300 лет. В анимированном 3д-ролике показаны объекты, которые возведены или будут построены к 300-летию Кузбасса. А также продолжается тема развития промышленности.
Команда:

Менеджер: Филипп Фахрутдинов

Концепция
Архитектор: Александр Кадачиков
Дизайн: Анастасия Хуторская, Алина Светкина

Видео
Арт-директор: Тимур Муллаянов
Художники графики (видео): Евгений Волкотруб, Станислав Квасов
Саунд-дизайн: Владислав Петров, Максим Здоровец