Новость

Зачем нужен бриф: как перестать задавать вопросы ради вопросов и систематизировать данные о клиенте

Бриф — инструмент, о котором говорят всегда, если сфера связана с  оказанием креативных услуг. Неважно, будь это создание сайтов, коммуникация в соцсетях или создание текстов.

На деле бриф — это опросник, мини-анкета бизнеса заказчика, которая заполняется перед началом работ или их оценкой. Заполняется самостоятельно заказчиком либо с его слов. Бриф помогает собрать важную информацию о бизнесе, его целях и ожиданиях от сотрудничества с агентством.





Бриф — это документ, который необходим обеим сторонам: как заказчику, так и исполнителю. Зачастую успешность будущего проекта напрямую зависит от того, насколько подробно и точно заполнен бриф.

Для агентства бриф полезен по нескольким причинам:
  сбор информации, которая будет нужна в дальнейшей работе;
  задокументированные требования и пожелания заказчика, что уменьшает  возникновение риска дальнейших разногласий;
  зафиксированный бюджет на предоставляемые услуги.

В случае с агентством бриф выполняет роль не только помощника, но гарантирует то, что требования закреплены и согласованы.

Еще больше преимуществ бриф дает заказчику. Услуги, связанные с креативными решениями не позволяют узнать цену мгновенно, как в интернет-магазине. Каждый проект уникален и его стоимость рассчитывается индивидуально. Чтобы определить бюджет проекта, стороне исполнителя нужно погрузиться, собрать все требования и оценить объемы работ. Вот тут и появляется бриф, который помогает понять задачу, рамки проекта, сориентироваться по срокам и стоимости.


пример первой страницы брифа

Также заполнение брифа экономит время заказчика. Нет нужды в постоянных созвонах или переписках, удобнее сразу уделить пару часов заполнению брифа и потом ответить на пару-тройку уточняющих вопросов.





1. В идеале бриф должен заполнять инициатор проекта: руководитель или основатель компании, глава департамента маркетинга. Человек, который глубоко погружен в бизнес и конкретную задачу, которую должно решить агентство.

2. Чтобы бриф был полезен исполнителю, заполнять его нужно максимально подробно. Информация, которая должна быть отражена в брифе:
      ●  цель и задачи проекта;
        данные о компании;
        информация о продукте или услуге;
        анализ целевой аудитории;
        информация по конкурентам;
        референсы — удачные с точки зрения заказчика примеры проектов;
      согласованные сроки и бюджет;
        особенности проекта.

3. Если в начале сотрудничества агентство не предлагает заполнение брифа, стоит задуматься о работе с таким подрядчиком. Бриф — это показатель заинтересованности в проекте двух сторон и уровня профессионализма.

4. Если есть сложности с заполнением каких-то пунктов, менеджер агентства всегда придет на помощь и подтолкнет в нужную сторону.

5. Не стоит заполнять бриф ради галочки. Если нет времени или желания качественно работать с документом, можно выйти на личное или онлайн интервью. Это поможет агентству получить нужную информацию и самостоятельно заполнить бриф.





Начиная работу с новым заказчиком, хорошо бы забрифоваться полностью. Ответить на все вопросы о компании, предоставляемых услугах, целевой аудитории, бизнес-задачах. Но такой формат не всегда удобен заказчику, потому что он еще находится на этапе выбора и общается с 3-5  потенциальными подрядчиками.

Мы оптимизировали процесс работы и сейчас он выглядит так:
        собираем предварительную информацию о компании для общего понимания;
        краткий брифинг;
        затем после утверждения проекта проводится детальное интервью;
        предлагаем разные форматы заполнения: самостоятельный, созвониться по телефону, зуму, списаться по почте, в мессенджерах, голубиной почтой — не важно, главное получить результат :)



Самое любимое — опытные, подготовленные заказчики. Такие клиенты приходят с уже готовым ТЗ, в нем есть все: что нужно, чего хочется, примеры и референсы, ссылки на продукты.

Клиенты, которые внимательно относятся к брифованию, занимают отдельное место в сердечке Окто :)





1. Бриф — это не страшно и не сложно.
2. Бриф нужен заказчику не меньше, чем исполнителю.
3. Грамотно заполненный бриф позволяет команде сделать на выходе качественную и уникальную работу, избегая шаблонных решений.
4. Обычно у брифа типовая структура, но каждый проект особенный, а вместе с ним и бриф.
5. Бриф — фундамент будущего проекта.




Читайте также:
Что такое ребрендинг: в каких случаях нужен и почему?
Как легально использовать стоки, если вы агентство?
Команда Octo получила две награды международного кинофестиваля MineMovie.